Хочу стать «крутым пиарщиком»!

Вы получили хорошее гуманитарное образование или даже диплом специалиста в области «Связи с общественностью»? Работаете более года в коммуникационном агентстве или PR-отделе компании? Как раз в этот момент обычно приходит чувство уверенности в себе, профессионализм и появляются первые успешные проекты. Логично, что многие задают себе вопрос: «Как я могу развиваться дальше и какие навыки получить, чтобы быть конкурентоспособным на рынке?»

PR специалисту, также как и любому профессионалу, например, врачу, IT-специалисту, бухгалтеру, который заинтересован в собственном развитии, нужно постоянно отслеживать изменения, изучать новые инструменты, приобретать так называемую «насмотренность» и тренировать определенные навыки. Хочу поделиться своим мнением о том, как учиться молодому специалисту, если есть желание «расти» профессионально и делать успешную карьеру.
Отслеживаем тренды:
На быстро меняющемся рынке необходимо уметь анализировать информацию и моментально реагировать на изменения в общественном мнении и трендах. Именно поэтому нужно следить за новостями в мире бизнеса, читать обзорные статьи про индустрии, российские и международные бренды, которые вам интересны, определить для себя лидеров рынка, обязательно анализировать их стратегию и операционную деятельность
Создаем качественный контент:
PR-специалист должен обладать навыками создания качественного контента. Это задача, которая требует последовательного подхода и времени. Но если вы научитесь исследовать, собирать и перерабатывать информацию, то сможете легко поразить клиента или журналиста (а иногда и работодателя) качеством и глубиной понимания темы. Начните записывать интересные идеи, заметки, мысли, которые могут стать исходным материалом для будущих статей и презентаций. Именно в этот момент необходимо начать обучение навыкам написания хороших, вовлекающих текстов!

Рекомендую пройти курс копирайтинга даже в том случае, если вы хорошо владеете языком и пишете грамотно. Вас научат определять цели текста и задачи, основные принципы оформления, правила построения коротких и длинных предложений, сможете правильно расставлять акценты. Ну и конечно, разберете наиболее часто встречающиеся ошибки в рекламных и PR-текстах, узнаете как их избежать
Сегментируем и учимся понимать потребности целевой аудитории:
PR-специалисту необходимо научиться сегментировать и хорошо понимать интересы и потребности целевой аудитории, чтобы создавать эффективные коммуникационные кампании. Если вы не знаете и не чувствуете, что волнует целевую аудиторию, то вряд ли созданный вами контент заинтересует ее и мотивирует к действию, например, к покупке. Именно понимание ЦА дает возможность более точно настраивать ключевые сообщения и в конечном итоге анализировать их эффективность. Если вы чувствуете, что тут есть сложности в работе, очень советуем пройти обучение базовым принципам маркетинга. Благодаря такому обучению, вы будете лучше понимать не только целевую аудиторию, но и всю цепочку коммуникации от создания продукта или услуги до момента ее продажи потребителю.
Анализируем данные:
Несмотря на хорошее гуманитарное образование, PR-специалист должен хорошо «читать» данные различных маркетинговых исследований. Цель анализа данных – улучшение стратегии продвижения, принятие правильных решений при создании коммуникационных кампаний и продвижении продукции, удовлетворения потребностей клиентов. Анализ позволяет определить, кто является целевой аудиторией, какие подходы к продвижению наиболее востребованы, где, как и когда лучше проводить кампанию, а также возможности оптимизации бюджета. Обратите внимание на обучение PR-технологиям и онлайн-мониторингу. Аналитика в PR – тема очень актуальная и динамичная, новые инструменты и тренды появляются буквально каждый месяц. Эти навыки могут вам получить заметное преимущество на рынке.
Делаем крутые презентации и выступаем
«на публике»:
Считается, что PR-специалисты являются «серыми кардиналами», которые управляют коммуникациями, но сами остаются в тени. Одним из важных навыков PR специалиста является умение строить эффективные коммуникации не только с журналистами и СМИ, но и с бренд-амбассадорами, партнерами и клиентами. Умение делать красивые современные презентации, а также четко и последовательно доносить свои мысли, в том числе в большой аудитории, безусловно понадобятся. Это важная основа карьерного роста, так как без этих навыков ваша квалификация будет ниже требований, которые предъявляются в профессиональных агентствах и компаниях к высоким позициям (ведущий специалист, менеджер, руководитель отдела PR и коммуникаций). На рынке сейчас очень много онлайн и офлайн курсов, которые быстро и эффективно обучают этим навыкам.
Управляем проектами и командой:
Кроме того, все PR специалисты должны обладать базовыми навыками проектного управления. Тут важно обозначить цели и задачи проекта, роли и обязанности участников, определить список работ, затраты, оценить приоритеты и ресурсы. Но этим не стоит ограничиваться, ведь важен коммуникационный план проекта, понимание возможных изменений и управление ими. Сейчас часто используются разные программы, например, Waterfall или Agile. Необходимо уметь пользоваться и программами, созданными для автоматизации этого процесса, например Microsoft Project или JIRA. Есть всевозможные обучающие курсы, подкасты на эти темы. Как вы понимаете, грамотное руководство командой проекта тоже является очень важным фактором успеха, поэтому прокачайте свои навыки по теме конфликтологии и тимбилдинга, лидерства, мотивации, искусства принятия решений.
Придумываем нестандартные идеи:
Нельзя также забывать о «прокачке» креативных подходов к решению задач. Мы все разные, кому-то чаще приходят на ум креативные идеи, кому-то реже. Обычно все мы учимся этому на практике. Но если вы чувствуете, что вам явно недостает творческих навыков, трудно выйти из «коридора» и мыслить нестандартно, то сейчас есть отличные методологии по развитию этих навыков. Обязательно попробуйте, это чрезвычайно увлекательно, воодушевляюще и помогает не только в работе, но и жизни.
В статье я упомянула несколько направлений, по которым было бы полезно «прокачать» свои знания и навыки, если у вас есть карьерные амбиции, желание развиваться и делать крутые проекты. Невозможно сразу научиться всему и не надо бросаться проходить несколько курсов сразу. Разберитесь, что для вас более актуально или интересно, в какой области PR-практики вы себя видите в ближайшие 3-5 лет, сделайте план развития и действуйте!

Качественное обучение – отличная инвестиция в ваше будущее. В коммуникационном агентстве Альтецца только за последние 3-4 месяца мы последовательно «прокачали» навыки презентаций, искусство создания креативных идей, прошли курс копирайтинга. И дальше идем «по плану»)).

Удачи!
Анна Сошинская
директор практики Health & Care,
soshinskaya@altezza.ru