Исследование внутренних коммуникаций. Поэтапная инструкция к действию

Внутренние коммуникации – это бизнес-инструмент, связанный с управлением организационной структурой компании. Качественная и своевременная коммуникация обеспечивает эффективность работы, мотивацию персонала, регулирует отношения в коллективе, формирует механизмы обратной связи. Когда работники понимают цели, задачи, миссию и ценности компании, они более продуктивны и мотивированы вместе работать на результат, генерируют больше идей и с большей вероятностью захотят продолжать работать в бизнесе.

Прежде чем начать работу с этим бизнес-инструментом, важно понять, в каком состоянии находятся внутренние коммуникации. Сделать это лучше с помощью проведения исследования. Как показывает опыт нашего агентства, если вы хотите получить максимально честные ответы, которые помогут понять реальную ситуацию, проводить исследование нужно анонимно через стороннего подрядчика–партнера.

Мы собрали пошаговую инструкцию проведения исследования внутренних коммуникаций:

1. Выбор аудитории
Необходимо разделить опрашиваемых сотрудников на 2-3 группы (аудитории) – линейный персонал, менеджеры и топ-менеджмент. Часть вопросов для них будет общей, а часть индивидуальной. Например, получает ли сотрудник новости компании, можно спросить у всех аудиторий. А задать вопрос знает ли человек причину увольнения подчиненных, можно у менеджеров или топ-менеджеров.
2. Подготовка списка вопросов

Самый долгий и трудозатратный этап – подготовка опросника, для этого определимся с темой исследования. Хотите узнать уровень удовлетворенности сотрудников, коммуникаций между отделами, подчиненными и руководителями или что-то еще? Нельзя все сваливать в кучу – нужно опросить об одной-двух важных темах.

Далее выделяем блоки опроса. Например, для исследования корпоративных коммуникаций, рекомендуем следующие блоки:

  • Обобщенные данные (узнать сколько человек работает в компании, в каком подразделении, есть ли у него подчиненные и т.д.);

  • Показатели информированности сотрудников (узнать уровень осведомленности о должностных инструкциях, ценностях и миссиях компании, удобстве постановки задач и т.д.);

  • Контент и каналы коммуникаций (узнать достаточно ли информации сотрудник получает о новостях компании, через какие каналы и как ему было бы удобнее это делать);

  • Обратная связь (узнать получает ли сотрудник обратную связь от коллег, устраивает ли его формат, что хотелось бы изменить и т.д.).

После чего по каждому блоку составляем подробный список вопросов. Здесь нужно максимально прописать все, что поможет узнать о структуре внутренних коммуникаций и улучшить ее. Важно, чтобы опрос не занимал у человека больше 15 минут, что составляет около 80-ти вопросов.

Для проверки качества анкеты попросите несколько человек полностью пройти опросник, чтобы увидеть возможные логические ошибки и нестыковки, а главное понять насколько комфортно и быстро люди отвечают.

3. Анонс исследования

Эффективность исследования также зависит и от правильного анонсирования. Его лучше проводить в два этапа.

Первым делом подготовьте презентацию об исследовании для директоров, которые покажут ее своим командам. В презентации честно расскажите о том, зачем проводится исследование, и что оно из себя представляет. Приведите примеры вопросов, покажите как на них отвечать. И что важно – подчеркните, что исследование проводится анонимно, а ответы будут обработаны компанией-партнером.

После того как руководители расскажут об исследовании сотрудникам, подготовьте раздаточные материалы в офис, чтобы еще раз напомнить о предстоящем мероприятии, а также опубликуйте новость в корпоративных чатах, социальных сетях или на портале.

4. Проведение исследования

Когда сотрудники прошли инструктаж и узнали вводные, приступаем к анкетированию. Лучше провести его за 5-7 дней, чтобы не растягивать процесс. Тем, кто работает за компьютерами – предложите пройти онлайн-форму, а тем, у кого нет оборудования – распечатайте бланк опросника на бумаге. Важно, чтобы все прошли опрос в комфортных и привычных условиях, расслабились и честно ответили на вопросы.

Полученные ответы обрабатываются в течение нескольких недель. Проводится глубокая аналитика процессов и разрабатываются рекомендации по улучшению внутренних коммуникаций. При этом эффективность проделанной работы будет также зависеть от готовности менеджмента услышать обратную связь. И даже если результаты опроса не позитивные, принять это как возможность улучшить ситуацию в команде, и открыть перспективы для развития бизнеса.

Конечно, доверить такую задачу лучше профессионалам, которые много раз проводили подобные мероприятия. Они охватят все волнующие вопросы, а также составят качественные рекомендации по улучшению или разработке структуры внутренних коммуникаций.

Таня Самошкина
Account manager
samoshkina@altezza.ru