GR-коммуникации

Как и зачем бизнесу выстраивать
отношения с государством?

Government relations (в переводе с английского – «взаимоотношения
с правительством») – это инструмент, с помощью которого бизнес налаживает двусторонние коммуникации с органами законодательной
и исполнительной власти.
Зачем GR нужен бизнесу?
Бизнес структурам важно использовать технологии GR, так как это ключевой способ донести до чиновников как позицию отдельных компаний, так и запросы индустрии в целом. И в конечном итоге позитивно влиять на решения госорганов в пользу бизнеса.

Сложность GR заключается в том, что интересы бизнеса и власти должны совпадать и при этом не противоречить общественным. Взаимодействие с государством важно как для малого и среднего бизнеса, объединяющегося в ассоциации, так и для больших и международных компаний, которые серьезно адаптируют свою деятельность в соответствии с законами и требованиями государства.
Почему государство готово говорить с бизнесом, в чем интерес?
С другой стороны, эта связь с бизнесом также важна государству. Зачастую, без обмена информацией и экспертизой, государство, не имея прямой связи с бизнесом и не понимая особенностей бизнес-процессов, своими решениями может поставить под удар не только отдельную компанию, но и целую отрасль. Бытует мнение, что любое «влияние» на законотворческую деятельность государства незаконно, ее называют лоббизмом, часто в негативном ключе, но это совсем не так. GR – это возможность в рабочем порядке обсуждать острые вопросы, чтобы донести до тех, кто принимает решение, как это самое решение может сказаться на экономике, на развитии бизнеса. И даже предотвратить негативную реакцию общественности.

Эта деятельность незаконна только в том случае, если обговариваются коррупционные схемы в пользу некоторых компаний или индустрий. Но это уже не GR.

Открытое обсуждение, участие в комиссиях и комитетах, рабочих группах при правительстве, организация конференций и разработка программ социальной ответственности являются отличным примером GR-инструментов, где лоббизм – это лишь один из элементов большой коммуникационной стратегии по формированию отношений бизнеса и государства. Как правило, к GR кампаниям подключают PR-технологии, в процесс вовлекаются СМИ и широкая общественность. Только комплексный подход гарантирует возможность получить легальную и долгосрочную поддержку от властей.
Коммуникационные особенности GR
Прежде всего, это умение понять, какие действительно интересы есть у государства, как они выражаются в цифрах и показателях, по которым определяется эффективность работы данных органов министерства, отдела или другого органа власти.

Немаловажно понимать и человека, который принимает ключевые решения, его интересы и мотивацию (прошу учесть, что я имею в виду исключительно профессиональную сферу, так как мы всегда работали только так и другого опыта не имеем).

Огромное значение имеет «язык», на котором общается с властью GR-специалист. Например, бесполезно с представителем МинЗдрава говорить о том, как страдают больные редкими заболеваниями, расписывать симптомы и необходимость уникального лечения. И не потому, что чиновникам это не интересно, они тоже сочувствуют людям. Но для реального решения им нужны не только эмоции, но и расчёты, понимание какие нужны затраты, а также, чем это может помочь их региону (как пример). У них в голове математика: обеспечить 3000 пациентов с диабетом бесплатными препаратами или помочь 3 людям с орфанными заболеваниями. GR-специалист решает массу задач как в сфере коммуникаций, выстраивая долгосрочные доверительные отношения, так и, как в этом случае, фармакоэкономики.
Как помогают PR технологии?
PR-поддержка GR задач создает социальный запрос со стороны общества, усиливая социальную важность решения конкретной проблемы, например, лечения редких заболеваний, выделения дотаций на обучения талантливых студентов или предоставления налоговых льгот малому бизнесу. Ссылаясь на общественное мнение, представителям власти, принимающим решения, становится проще аргументировать необходимость обсуждения и принятия соответствующих законов или мер.
Зачем бизнес инициирует и финансирует социальные программы для решения GR-задач?
Одним из существенных аргументов при выстраивании диалога с правительством могут стать вложения бизнеса в решение задач определенных социальных групп. Создавая программы КСО, бизнес показывает государству проверенную эффективность конкретных социальных практик. Например, если у бизнеса в регионе кадровый голод, то открытие филиалов ведущих ВУЗов и финансирование обучения в профильных учебных заведениях показывает спрос и влияние на расширение производства, увеличение прибыли и, соответственно, увеличение налоговых поступлений в бюджет региона. Задача GR-специалиста в том, чтобы уметь видеть задачу комплексно, предлагать решения, координировать их с коллегами из PR и КСО-отделов, чтобы «продать» это представителям власти. Задачи и пути их решения, подкрепленные аналитикой, презентованные в ходе открытого диалога с властью, помогают бизнесу решать свои прямые задачи.
GR – это аналитика, коммуникация
и творческий подход
На мой взгляд, GR – это очень интересная и важная область. Именно здесь при решении поставленных задач прежде всего изменяется к лучшему реальная жизнь людей. Например, меняется налоговая нагрузка на СМБ, становятся доступными жизненно важные медицинские препараты и методики лечения, открывается возможность обучения и получения востребованных специальностей для молодёжи.

Решение коммуникационных и маркетинговых задач, знание экономики, целей конкретного бизнеса и индустрии в целом, понимание социального запроса и комплексный анализ ситуации требуют от GR-специалиста высочайшей квалификации. Такие специалисты востребованы и оплачиваются достаточно дорого. Если у вас сложные задачи, то возможно именно сочетание в вашей стратегии GR, PR и КСО станет уникальным решением. Опишите свою задачу, а мы постараемся вам помочь!

В конце статьи было бы логично привести показательные кейсы из нашей практики, но, к сожалению, по причине условий конфиденциальности, о конкретных примерах рассказать невозможно. Это еще одна из особенностей GR.
Анна Сошинская
директор практики Health & Care,
soshinskaya@altezza.ru