Клиентоориентированность в PR-агентстве: как выстроить долгосрочное сотрудничество?

Каждое агентство стремится получить как можно больше постоянных клиентов. Долгосрочные контракты — это и стабильный доход, и доказательство положительной репутации компании, а также бесплатная реклама "по сарафанному радио".

Однако на практике сделать клиента постоянным не так просто. Оказать качественную услугу недостаточно. Клиент скорее продолжит сотрудничество, если он будет получать удовольствие от совместно достигнутых целей и ему будет комфортно с вами работать.
1. Всегда на связи
У клиента должна быть возможность связаться с вами и получить отклик в любой удобный для него момент. Это может быть не только рабочее время, но и раннее утро, поздний вечер и даже ночь, так как часовой пояс заказчика может не совпадать с вашим.

Для постоянной коммуникации 24/7 оптимальны Telegram или WhatsApp. Когда нужно обменяться документами – электронная почта (впоследствии здесь их будет проще найти, если потребуется).

Обратную связь клиент должен получить максимально оперативно: в мессенджерах в течение получаса, а по почте до конца рабочего дня.

Ни один вопрос недопустимо оставлять без ответа. Даже если их было десять, по каждому пункту дается четкий структурированный ответ, в том порядке, в котором они были заданы. Если на решение вопроса требуется время, об этом нужно предупредить заказчика, оговорив срок, когда вы сможете ответить.

Важный момент коммуникации – клиентские звонки. Обсуждать планы, направления и результаты работы лучше в телефонных переговорах и/или при личной встрече.

2. Активность и инициатива в разумных пределах
Клиенты приходят в агентство за экспертизой и профессиональной помощью. Каждый их них ожидает, что его поймут с полуслова и быстро решат проблему.

Если клиент (а таких большинство) не разбирается в специфике PR-деятельности, устройстве рынка медиа и прочих тонкостях, агентство должно само предлагать свои идеи и инструменты для продвижения бизнеса, объясняя зачем они нужны. Если нужно - настаивать на предложенных решениях.

Также желательно рассказать, чем отличается PR от рекламы, как строятся процессы работы с СМИ, чем хороши те или иные решения. В излишних подробностях нет необходимости, но клиент должен понять общие принципы. Это поможет ему правильно сформулировать свои ожидания и впоследствии оценить результаты проделанной работы. И даже если они не будут полностью совпадать с желаемыми, клиент будет уверен, что вы сделали все возможное.

Если заказчик разбирается в PR и ему просто не хватает рук на реализацию всех своих проектов, стоит прислушиваться к его словам. Нет смысла яростно спорить, бездумно отстаивая каждый пункт выбранной стратегии – это вызовет только раздражение. Корректировка по замечаниям клиента нередко приводит к более эффективным результатам, ведь он лучше знает свою ЦА и ее потребности.

При первом общении присматривайтесь и прислушивайтесь к мелким деталям разговора. Они помогут вам понять, какой тип клиента перед вами, и правильно выстроить коммуникацию. Подробнее о том, как мы используем типологию MBTI при работе с клиентами и подрядчиками, как общаться с разными типами людей смотрите по ссылке www.altezza.ru/mbti. Вы можете пройти бесплатный тест прямо на нашем сайте www.altezza.ru/mbtiintro.

3. Погружение в процессы и тематику клиента
Как правило, агентства работают с какой-то определенной сферой, в которой сильны их специалисты. Однако деятельность каждой компании имеет свою специфику, и для погружения в нее требуется время. Об этом лучше сразу предупредить клиента.

Проведите с клиентом или его специалистами несколько глубоких интервью-погружений и изучите представленную информацию. Если ее будет недостаточно для понимания специфики бизнеса, воспользуйтесь ресурсами интернета и/или другими источниками. Например, можно обзвонить конкурентов и получить у них недостающие данные, представившись их потенциальным заказчиком.

Не стоит сообщать клиенту, что вы столкнулись с какими-либо проблемами или сложностями уже на этом этапе. Это может быть воспринято как непрофессионализм. Лучше возьмите паузу, чтобы более тщательно изучить полученную по теме информацию.

4. Внимание, терпение и доброжелательность
Коммуникация с клиентом не должна ограничиваться только мессенджерами. Общение вживую офлайн или хотя бы по видеосвязи укрепляет контакт и помогает избежать недопонимания.

При встрече поддерживайте визуальный контакт, оставайтесь спокойны и старайтесь не принимать напряженные позы. Не стесняйтесь улыбаться – люди подсознательно считывают невербальные сигналы. Человек, излучающий доброжелательность, воспринимается более позитивно.

В то же время при разговоре недопустимо вести себя слишком расслабленно. Поза и мимика должны показывать, что вы весь во внимании.

Не злоупотребляйте неформальным тоном, даже если вы уже ни один месяц проработали с клиентом и давно перешли на «ты». Чрезмерная фамильярность способна разрушить даже очень крепкое сотрудничество.

При разговоре важно четко доносить информацию, без заминок и слов-паразитов. Если ваших знаний по деятельности компании достаточно – говорите с клиентом на его языке. Это покажет ему, что перед ним компетентный специалист.

Поддерживать постоянную связь – в первую очередь в ваших интересах. Не игнорируйте звонки клиента. Если вам неудобно говорить, лучше не «комкать» разговор, а отписаться в мессенджер, когда сможете перезвонить.

5. Соблюдение договоренностей, сроков и поставленных KPI
Какие бы хорошие отношения не были выстроены, главным для клиента останется результат. Поэтому важно соблюдать дедлайны и выполнять все обещания, которые были даны.

Чтобы не обмануть ожидания клиента, нужно четко определить, какие PR-задачи решает агентство, какие цели должны быть достигнуты и какими должны быть результаты кампании.

Не обещайте больше, чем вы точно можете сделать. Если прогнозируете выход публикаций в СМИ, анонсируйте только те, в которых уверены. При малейших сомнениях – лучше не озвучивать планы, чтобы избежать разочарований. Получится выпустить материал – вы превзойдете ожидания и приятно удивите клиента, тем самым повысив его лояльность.

6. Аудит работы
Оценка результатов PR-кампаний и эффективности работы команды в целом нужна не только клиенту, но и агентству.

Проводить аудит нужно минимум раз в год, если контракт долгосрочный, или по завершению сотрудничества с клиентом.

При проведении аудит-интервью, старайтесь получить полную информацию без прикрас. Объективные отзывы помогут выявить слабые места и станут стимулом для дальнейшего развития.

Чек-лист проверки клиентоориентированности:
1. Вы используете каналы связи, которые удобны клиенту?

2. Вы хорошо разбираетесь в специфике бизнеса клиента, знаете все тонкости и нюансы?

3. Всегда ли вы выполняете свои обещания и соблюдаете сроки?

4. Предлагаете ли вы активности, новые идеи и способы достижения поставленных целей?

5. Всегда ли вы вежливы при общении?

6. Удается ли вам предвосхитить потребности клиента и вовремя закрыть их, не допустив сложной ситуации?

7. Доверяет ли клиент вашей экспертизе?

8. Знаете ли вы, как клиент оценивает вашу компанию?

Вероника Мойса
Account Director
vmoysa@altezza.ru